Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - организации), проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость работников;
- удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организациями, а также доступность услуг для инвалидов.
Общая информация об исследовании PISA |
Международное исследование качества образования PISA
PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
PISA – это инструмент оценки качества образования, который был разработан Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР).
В Российской Федерации данное исследование легло в основу "Оценки по модели PISA", которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (Методология).
Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ – подробнее https://fioco.ru/pisa).
Проект PISA для школ преследует две основные цели:
- обеспечить возможность проведения исследования PISA для школ по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);
- развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.
В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса). Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы. Участники исследования выполняют задания на компьютере.
Исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
В Российской Федерации общероссийская и региональная оценка по модели PISA ежегодно проводятся в сентябре и октябре расчетного года.
Общероссийская оценка по модели PISA осуществляется на выборке участников. Выборка составляется специалистами ОЭСР и включает ориентировочно не менее 200 образовательных организаций общего образования и среднего профессионального образования не менее чем из 40 субъектов Российской Федерации.
Региональная оценка по модели PISA проводится на выборках в 14-15 субъектах Российской Федерации. Выборка участников внутри каждого субъекта (согласно разбиению субъектов РФ, на группы для участия в ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA, представленном в Методологии) является репрезентативной по субъекту.
Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.
Оценка по модели PISA помогает измерять способности обучающихся использовать и творчески
применять знания, предоставлять информацию об условиях обучения в школе путем сбора контекстных данных о социально-экономическом уровне обучающихся и мотивации к обучению посредством анкетирования обучающихся. А также исследование помогает оказать помощь школам в измерении ключевых навыков 21-го века (например, совместное решение проблем) в дополнение к оцениванию читательской, математической и естественнонаучной грамотности и определить на каком уровне находятся знания обучающихся в период между проведениями международного сравнительного исследования PISA.
Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественно- научная грамотность, а также грамотность чтения.
Российская Федерация принимала участие во всех циклах исследования PISA, начиная с 2000 года.
С 2015 года в качестве дополнительного направления, которые страны- участники PISA могут реализовать по желанию, в исследование включено изучение финансовой грамотности.
С 2021 года новое дополнительное направление – исследование креативного мышления.
С 2024 года секретариат ОЭСР предложил исследовать в рамках PISA уровень владения 15-летними обучающимися иностранными языками.
Последний цикл исследования PISA был проведен в 2018 году, основное внимание в нем было уделено оценке функциональной грамотности в области чтения и выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы. Участие в исследовании приняли порядка 80 стран мира. Результаты исследования PISA-2018 будут официально объявлены в декабре 2019 года.